Fabri soli de suis artibus iudicent.
Fabri soli de suis artibus iudicent. — Пусть только [сами] творцы судят о своём искусстве.
Сравните: «Ne sus Minervam», «Ne sutor supra crepidam». Также в сонете Пушкина «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной»): «Ты сам — свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд». Об этом же говорит Персии «Nec te quaesiveris extra» — «Вне себя самого [судьи] не ищи ты» (пер. Ф. Петровского); начало этой сатиры см. в статье «Quis legel hace?».
Начало оды Горация, обращенной к музе песни Мельпомене, которая более известна как муза трагедии. Впоследствии ода получила название «Памятник»; так же стало называться любое стихотворение, где автор, обычно взяв за основу композицию оды Горация и её первую строчку, говорит о своих заслугах перед отечественной поэзией, которые должны сохраниться в памяти потомков и обессмертить его имя.
В этом смысле памятником можно назвать и заключительные строки поэмы Овидия «Метаморфозы» (см. «Iamque opus exegi»). В русской литературе «Памятник» Горация переводили и перепевали Ломоносов, Державин, Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», эпиграф к которому — слова «Exegi nionumentum»), Фет, Брюсов и другие.