Афоризм и парадокс
Рассматривая этот вопрос: афоризм и парадокс, следует различать понятие парадоксальности, как стилевого приема, принятого в литературе и в афоризмах, в частности и само понятие парадокса. Суть парадокса – удивить, выразить мысль оригинально, но вот истинна ли будет такая мысль – об этом парадокс не заботится. Суть афоризма прямо противоположная – нужно выразить истину в краткой и сжатой форме, возможно, включая приём парадоксальности. К примеру, выражение-афоризм Вольтера «Всегда наслаждаться — значит вовсе не наслаждаться» это чистой воды афоризм, но выраженный в парадоксальной форме. К афоризмам его целесообразно причислить из-за истинности этой мысли. Ведь, если вдуматься, это действительно так: понять и по достоинству оценить наслаждение можно только пережив что-то плохое. И наоборот, пример парадокса, маскирующегося под афоризм: «Искренность мешает искусству». Это выражение принадлежит Оскару Уайльду и в корне является неверным. Перу Уайльда принадлежит много подобного рода парадоксов, но цель их – не выявление истины, а эпатаж. Правда, в защиту можно сказать, что существует и субъективное мнение, но это уже другой вопрос, касающийся того, а что же тогда принимать за объективную истину?
Главная черта парадокса – противопоставление заложенной в выражении мысли общественной точке зрения. Поэтому актуальность и истинность во многом зависит от структуры общества, от культуры, традиций, моральных установок и т.д. Еще одна черта парадокса – преувеличение чего бы то ни было, порой до гигантских масштабов, проще – гиперболизация, то, к чему и прибегал Уайльд. Известный писатель-афорист, Грасиан, утверждал, что парадокс – «выродок истины». Действительно, в основе парадокса, в отличие от афоризма на первом месте стоит форма, она должна эпатировать и изумлять, не заботясь об истинности самой мысли, заложенной в высказывании.